Der Nurburgring

Величайшая трасса, красивейшая трасса, сложнейшая трасса, трасса убийца. Как только не называли этот трек, построенный в 1927 году в окрестностях немецкого поселка Nurburg в горах Эйфель.

Nurburgring, легенда мирового автоспорта. Давайте вспомним, как это было…

Первая мировая война привела к краху экономики Германии. Власти отчаянно боролись за то, чтобы преодолеть кризис. Мэр Кельна Конрад Аденауэр, будущий канцлер ФРГ, убедил правительство выделить 15 миллионов марок для строительства автодрома в Эйфельских горах, недалеко от бельгийской границы, надеясь хотя бы частично решить острую проблему безработицы и привлечь туристов, а автодром использовать еще и как испытательный полигон для немецких автопроизводителей. Строительство трассы, пригодной также для проведения автомобильных состязаний, дало возможность создать 1800 рабочих мест. Оно началось в сентябре 1925-го и закончилось в 18-го мая 1927 года, а уже 17-го июля на автодроме прошёл первый в истории «Гран-при Германии», победителем которого стал Отто Мерц на Мерседесе.

В строительстве было задействовано около 3000 рабочих. Автодром представлял собой два кольца, которые назывались «Северная петля» ( Nordschleife 22,810 км) и «Южная петля» (Sudschleife 7,747 км). Конфигурация предусматривала возможность объединения двух колец в одно большое кольцо «Объединенная петля» (Gesamtstrecke) общей протяженностью 28,265 километров.

Nordschleife 22 км

Sudschleife 7 км

Общий вид всей конфигурации

Здесь также уже отмечена и современная трасса, которая частично входит в Северную петлю.

Старый трек Gesamtstrecke включал в себя 172 поворота. "Северную" и "Южную" петлю связывал комплекс боксов, так что автомобильные концерны, тестирующие здесь свои новинки, могли выбрать вариант, более подходящий поставленным задачам. Протяженная "Северная петля" используется и сейчас, для суточных гонок на выносливость. За небольшую ренту все желающие могут почувствовать атмосферу прошлых лет, прокатившись по "Северной петле" на своей или арендованной машине.

Первый Гран-при Германии (Grosser Preis von Deutschland) был разыгран здесь 17 июля 1927 года. Автодром практически сразу оказался весьма популярным.

В январе 1933 года в Германии пришла к власти партия нацистов, возглавляемая Адольфом Гитлером. Новый канцлер был большим любителем автогонок. Конечно, экономический кризис сказывался на автоспорте, но с приходом к власти Гитлера развитие Германии становится стабильным и на проводившиеся в Нюрбургринге гонки автомобилей и мотоциклов порой собиралось до 200 000 зрителей – цифра, весьма внушительная даже сейчас, а по тем временам и вовсе фантастическая.

Гитлер хотел использовать соревнования для пропаганды нацистских идей, и выделил немалые деньги из казны на развитие автоспорта. Германия была намерена добиться скорейшего прогресса в области технологий, в частности увеличения мощности и скорости автомобилей. Это произошло довольно быстро. Уже летом 1934 года модель Mercedes-W25 и болид «А», представленный Автомобильным союзом, не знали себе равных на трассе в Берлине. Нюрбургринг стал свидетелем начала эры «Серебряных стрел» - гоночной команды Мерседес, доминировавшей в гонках в довоенное время, которая впервые вышла на старт Нюрбургринга с ярко алюминиевым окрасом, давшим ей такое название. Причём получилось это в результате курьёзной истории, когда команда в полном составе провела ночь перед гонкой, снимая краску с болидов, чтобы уменьшить их массу до требуемой регламентом!

Постепенно немецкие гонщики стали занимать доминирующее положение в автогонках, доказательством которого стали яркие победы Ганса Штука на трассе «Нюрбургринг», а Манфреда фон Браухича – в Эйфельреннене. Однако один раз немецкие пилоты проиграли. Эта гонка прочно вошла в историю автоспорта. На трассе «Нюрбургринг», где около 300 тыс. зрителей не сомневались в победе своих любимцев, в сложнейшей борьбе и не без доли везения победу одержал великий Нуволари. Конечно, эта победа итальянца стала каплей в море, ведь команда Mercedes одержала победу как в личном, так и в неофициальном командном зачете. В 1939 году на автодроме была проведена последняя довоенная гонка, во время которой было показано невероятное время на круге. Рекорд, установленный пилотом Херманном Лангом продержался более 15 лет и был побит лишь в 1956 году. В довоенных гонках на этой длинной и сложной трассе демонстрировали свой талант такие известные пилоты того времени, как Рудольф Караччиола, Тацио Нуволари и Берндт Розмайер. В 1939 году полное кольцо использовалось в гонках в последний раз, и после этого Гран-при проводились только на Nordschleife. Мотогонки и гонки младших серий в основном проводились на более короткой и безопасной Sudschleife.

Начавшаяся Вторая мировая война остановила все спортивные мероприятия и превратила Sporthotel Tribune автодрома в помещение, где размещали эвакуированных из разрушенных бомбежками городов.

Хотя практически сразу после войны началась реконструкция автодрома, а в 1947 году на нем был даже разыгран Большой Эйфельский кубок, но полностью он был восстановлен только к 1949 году. Вполне естественно, что четыре года спустя, в 1951 году в Нюрбургринг пришла Формула-1. На Северной петле автодрома, виляющей на протяжении 22 810 м среди сосновых массивов, состоялся первый Гран-при Германии, теперь входящего в официальный чемпионат мира Формулы-1. Автодром получил международный статус и вошёл в календарь чемпионата Формулы-1. Новая трасса насчитывала 174 (!) поворота – 89 левых и 85 правых. Три из них были радиусом 30 м, 11 – от 30 до 45 м и 25 – от 45 до 50 м. Максимальные подъемы достигали 17%, а спуски – 11%. Самая высокая точка трассы проходила на высоте 629 м над уровнем моря, а самая низкая – 332 м (перепад составлял 297 м). На трассе имелось несколько серьезных переломов профиля дороги – трамплинов, где болиды, отрываясь от полотна автодрома всеми колесами, делали эффектные, но опасные многометровые прыжки.

За два часа гонки пилоту Формулы-1 приходилось более 1200 раз переключать передачи и не менее 900 раз тормозить. Все эти сухие цифры дают понять, что победить на Нюрбургринге можно было только за счет мастерства пилота и высокой надежности машины.

С 1953 года начала проводиться гонка 1000 км Нюрбургринга, с 1970 — 24 часа Нюрбургринга.

Неофициальный титул Мастер Кольца (Ringmeister) теперь получили такие выдающиеся пилоты, как Альберто Аскари, Хуан-Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс, Джим Кларк, Джеки Стюарт. Первую победу в рамках Гран При одержал здесь Альберто Аскари — на двадцать кругов дистанции у него ушло почти три с половиной часа, но лучший круг в 1951-м достался Хуану-Мануэлю Фанхио — 9’55.8, а вот в 1952-м у итальянца на Ferrari 500 был и поул, и победа и лучший круг.

5 августа 1961 года, в течение практики на Гран-при Германии 1961 года, Фил Хилл стал первым человеком, который смог пройти Nordschleife менее чем за 9 минут (8’55.2, средняя скорость 153.4 км/ч) на Ferrari 156.

За всю историю Королевских гонок лишь легендарному Хуану Мануэлю Фанхио удавалось победить здесь 3 раза подряд (1954, 56 и 57 гг).

1960-е годы прошли под знаком Британских пилотов. В эти годы на Нюрбургринге побеждали такие великие гонщики как Стерлинг Мосс, Грэм Хилл, Джон Сертиз, Джим Кларк, Джеки Стюарт, а также австралийцы – Джек Брэбем и Дэнни Хьюльм. Про победу Джеки Стюарта стоит рассказать отдельно. Произошло это на Гран-при Германии 1968 года. Гонка проходила в крайне жёстких погодных условиях – дождь, сопровождающийся туманом! В таких невероятных условиях великий шотландец провёл феноменальную гонку.

Его «Матра» была обута в специальную дождевую резину фирмы «Данлоп». Стартовавший лишь с шестой позиции Стюарт обошел всех соперников уже на старте. Он выигрывал у преследователей к концу первого круга 8 секунд, после второго – 34, после третьего 47… В итоге Джеки пересёк финишную линию на 4 минуты раньше Грэма Хилла и Йохена Риндта, пришедших вторым и третьим! На 5 минут отстал Жаки Икс, стартовавший с поул-позишн… На любом другом автодроме такое отставание равнялось бы трём кругам! Именно в этот день на Нюрбургринге под дождём и туманом Джеки Стюарт впервые стал чемпионом мира. Впоследствии это удастся ему ещё дважды.

Трассу нельзя было отнести к зрелищным – большая часть борьбы на дистанции велась вне поля зрения болельщиков – болиды проносились мимо каждого из них раз в 9-10 минут. Невероятное множество сложнейших поворотов, большая длина круга, непростой профиль полотна дороги и большой перепад высот делали трассу необычайно опасной. Она вполне заслужила свои неофициальные названия «Зеленый ад» и «Убийца пилотов» – за время проведения на Нюрбургринге автомобильных состязаний Северная петля стала местом гибели более двух десятков пилотов. Это аргентинец Онофре Маримон, разбившийся здесь на тренировках перед Гран-при Германии 1954 года, англичанин Питер Коллинз, погибший в гонке 1958 года, голландский барон Карел-Годен де Бофорт, попавший в смертельную катастрофу на тренировках перед немецким этапом Формулы-1 в1964 году, англичанин Джон Тейлор, получивший смертельные ожоги в аварии в гонке 1966 года, и многие другие. После каждого такого случая поднимался вопрос о повышении мер безопасности на трассе, а то и вовсе об исключении ее из чемпионата, пилоты почти постоянно твердили о необходимости реконструкции трассы для снижения рисков при ее прохождении.

К концу 1960-ых годов, Nordschleife уже не отвечал требованиям безопасности. К сезону 1967 года трассу все-таки немного модернизировали, была добавлена шикана перед прямой старт/финиш, названная Hohenrain, чтобы сократить скорость при въезде на пит-лейн, но это мало помогло. В 1970 году, после гибели Пирса Кариджа на трассе Зандвоорт, пилоты Формулы-1 решили бойкотировать Кольцо, если не будут сделаны изменения для безопасности.

После проведения работ по увеличению безопасности (прежде всего, по установке барьеров безопасности и выравниванию трассы), Гран-при Германии вернулся на Нюрбургринг с 1971 по 1976 годы.Однако, огромная для гоночной трассы длина (свыше 22 километров) не позволяла отвечать как постоянно увеличивающимся требованиям безопасности, так и требованиям телевизионного рынка. Последней каплей, переполнившей чашу терпения гонщиков, стала тяжелая авария, произошедшая в августе 1976 года на повороте Wehrseifen с Ники Лаудой.

Ники Лауда, действующий чемпион мира и единственный пилот, которому удалось проехать полную Nordschleife менее чем за 7 минут (6:58.6, 1975 год), предложил пилотам бойкотировать проведение Гран-при на Нюрбургринге в 1976 году. Но идея не была поддержана, и гонка состоялась. По совпадению, именно Ferrari Лауды потерпела аварию на втором круге гонке, возник страшный пожар. Лауда, просидев в пламени вспыхнувшего болида почти минуту, выжил чудом. Лауду спасли другие пилоты (Артуро Мерцарио, Гай Эдвардс, Брет Ланджер и Харальд Эртль), а не маршалы гонки, редко расставленные вдоль трассы. Кроме того, авария показала, что на таких расстояниях пожарные и санитарные машины прибывают слишком медленно. Это был конец старого Нюрбургринга для Формулы-1. После этого случая Северная петля была исключена из чемпионата Формулы-1, а розыгрыш Гран-при Германии переместился на Хоккенхаймринг.

Но смириться с уходом Формулы-1 с Нюрбургринга было невозможно. Решение о кардинальной перестройке трека было принято уже в 1977 году, хотя финансовые неурядицы вызвали замораживание реконструкции. Болельщики оказались недовольны, в 1980 году даже устроили демонстрацию, и в 1981 году строители приступили, по сути, к постройке нового трека GP-Strecke (на месте Южной петли).

В гонке на новой трассе, посвященной её открытию в 1984 году, победу одержал Айртон Сенна. Это была гонка на дорожных спорткарах Mercedes 190S, в ней участвовали звезды нескольких поколений — Ален Прост, Кеке Росберг, Алан Джонс, Джеймс Хант, Стирлинг Мосс, Фил Хилл, Джек Брэбем.

В 1984 года Формула вернулась на Нюрбургринг, но это была уже совершенно другая трасса (правда, Гран-при Германии к тому времени прочно оседлал Хоккенхаймринг). Новая трасса оказалась практически безупречной в вопросах безопасности. Зрители теперь могли едва ли не постоянно наблюдать за ходом борьбы. Но в ней не было спортивной непредсказуемости Северного кольца, его характера, души, если можно так сказать. По характеру новая Южная трасса была бледной тенью «старшего родного брата» - Северной петли. Среди болельщиков бытует мнение, что новая трасса не вправе носить легендарное имя Нюрбургринг, и предлагали назвать трассу Eifelring, Ersatzring, или Green Party Ring.

Гонщики сразу признали ее скучной – автодром стал «серым среднячком», «одним из многих». Длина круга теперь составляла 4542 метра, перепад высот сократился до 56 метров, а количество поворотов, носящих названия фирм как связанных с автомобилями (Castrol-S, Ford-Kurve, Shell-Kurve, Valvoline-Kurve), так и не связанных (Coca-Cola-Kurve, ITT-Bogen), – до 12. В следующем году здесь все-таки проводился Гран-при Германии, но Хоккенхайм не собирался сдавать с трудом завоеванные позиции, а Гран-при Европы уже ушел в Испанию, и спустя 2 года после реконструкции Формула-1 опять покинула Нюрбургринг. Здесь начали проводить гонки на выносливость, DTM, MotoGP, гонки грузовиков, и даже рок концерты.

И все-таки Королевские гонки вернулись сюда! Успехи немецкого пилота Михаэля Шумахера сподвигли организаторов на включение сразу двух немецких этапов в календарь чемпионата мира. Этими дополнительным этапами и стали гонки на Нюрбургринге, вошедшими в мир Формулы-1 как Гран-при Европы и Гран-при Люксембурга . Гран-при Люксембурга было создано специально для проведения Гран-при на автодроме Нюрбургринг, так как правила FIA запрещают проведение двух национальных Гран-при. Первый после возвращения этап Гран-при Европы выиграл в 1995 году Михаэль Шумахер на Бенеттоне.

На этом автодроме немецкий пилот праздновал успех ещё 4 раза (2000, 2001, 2004 и 2006 гг.), став самым побеждавшим в Нюрбургринге пилотом Формулы-1. А в 1997-м и 1998 годах на Нюрбургринге был проведен Гран-при Люксембурга, поскольку Гран-при Европы отстоял испанский Херес. Но в 1997 году в Хересе произошел скандал – его мэр попытался пройти на церемонию награждения, тогда как разрешения на это у него не было. FIA посчитала, что нашла повод для отказа от испанского автодрома, и с 1999 года Гран-при Европы снова проводился на Нюрбургринге до 2006 года. В последние годы из-за повышения конкуренции за проведение Гран-при Формулы-1 и было принято решение, что Гран-при Германии будет проводится поочередно на Нюрбургринге и Хокенхаймринге. Однако в 2007 году Гран-при в Нюрбургринге вновь носил название Гран-при Европы и наконец в 2009 году, спустя 24 года Нюрбургринг принял гонки Формулы-1 как Гран-при Германии. Из действующих пилотов тут побеждали только двое – один из лидеров сезона бразилец Рубенс Баррикелло (2002 г.) и двукратный чемпион мира испанец Фернандо Алонсо (2005 и 2007 гг.).

В настоящий момент после всех модернизаций южная петля GP-Strecke в Нюрбургринге представляет собой гоночное кольцо длиной 5148 м. Стартовая прямая заканчивается поворотом Castrol-S, где скорость с 295 км/ч снижается до 130 км/ч, а на выходе из него возрастает до 170 км/ч. Затем следует серия интересных поворотов, где теоретически возможен обгон – построенная к 2002 году Mercedes-Arena. По выходе из нее гонщики переключаются на шестую передачу, разгоняются до 270 км/ч и подъезжают к повороту Valvoline-Kurve, в который входят на 180 км/ч. К следующему повороту Ford-Kurve скорость падает до 105 км/ч. На пути к шпильке Dunlop-Kurve пилоты вновь увеличивают скорость, а сам поворот проходят на 85 км/ч на второй передаче. Далее скорость возрастает до 225 км/ч, а после прохождения системы поворотов Audi-S – до 285 км/ч, но, чтобы пройти Micheline-Kurve, ее сбрасывают до 150 км/ч. После следующего поворота Bit-Kurve имеются хорошие возможности для обгона, однако по мере приближения к шикане Veedol Schikane скорость падает до 100 км/ч. Из шиканы выходят на 170 км/ч, на подъезде к повороту Coca-Cola-Kurve, перед которым при необходимости можно уйти на пит-лейн, машины разгоняются до 220 км/ч, а затем выходят на прямую старт-финиш.

Интересные факты:

- Случилось на Нюрбургринге одно прелюбопытнейшее событие. В 1960-е годы автомобили первой и второй Формул состязались в гонках одновременно, и зачёт шёл параллельно. Перед стартом, несмотря на итоги квалификации, субординация соблюдалась чётко – болиды младшей Формулы-2 выстраивались на стартовом поле позади всех машин первой Формулы. Итак, Гран-при Германии 1967 года. В квалификации произошло удивительное событие! Жаки Икс на «Матре Ф-2» был на секунду быстрее, чем лучшие пилоты на болидах Формулы-1 – Джим Кларк и Дэнни Хьюльм! Весь мир формулы был шокирован… На старте бельгиец занял только лишь полагающееся по рангу 18-е место… Но спустя 4 круга был уже пятым! Увы, сказке о победе Формулы-2 над «старшим братом» не суждено было состояться. Идя на обгон финишировавшего в итоге вторым Джека Брэбема, Жаки Икс лишился подвески на своём автомобиле и закончил гонку досрочно, не доехав до финиша 3 круга… Несмотря на это, Нюрбургринг 1967 года навсегда вошёл в историю благодаря отважному бельгийцу из Формулы-2.

- 24 часа Нюрбургринга — гонка на выносливость, проводимая на Северной Петле Нюрбургринга с 1970 г. под эгидой ADAC. Гонка зародилась как более дешёвая альтернатива 1000 км Нюрбургринга, которая шла в зачёт Чемпионата Мира среди Спортивных Автомобилей, и где выступали профессиональные гонщики на мощных спортпрототипах. В 24 часах Нюрбургринга участвуют главным образом гонщики-любители, для которых главное — вызов Зелёного Ада. После того как в 1984 г. трасса была перестроена, 1000 км гонки переместились на кольцо Гран-При, тогда как 24-часовая гонка осталась на Нордшляйфе. Иногда на гонку заявляются также заводские команды, с целью проведения промоакций или проверки разных решений. Так, в 1998 г. победу впервые одержал дизельный автомобиль — БМВ 320d, опередив более мощных и «спортивных» соперников за счет экономичности двигателя.

- с 2009 года штатной пожарной машиной на Северной петле работает модифицированная версия Nissan GT-R. Этот автомобиль был подарен администрации трассы Нюрбургринг компанией Nissan в качестве благодарности за помощь в создании Nissan GT-R.